Столичный Трупоед на связи. Сегодня мы познакомимся с одним шедевром из Золотого пантеона аниме – «AKIRA». А так же попытаемся ответить на вопрос, какова его значимость для аниме-индустрии.
Прежде чем приступим к анимационному фильму, пара слов о первоисточнике и самом авторе.
Кацухиро Отомо — мангака, сценарист и режиссёр фильмов и аниме. Идея связать свою жизнь с аниме-индустрией пришла к нему от общего интереса к манге. Помимо этого мужчина был большим фанатом научной фантастики, что отразилось на его работах в положительном ключе.
Немногие знают, но «AKIRA» - не единственная созданная им манга. Так же из-под руки Отомо вышли такие тайтлы как «Around About Midnight» и «Nothing Will Be as It Was». Оба они были выпущены для журнала Action в период с 1974 по 1978 год.
Его деятельность не ограничилась только этим. Кацухиро занял места режиссера и сценариста при создании многих анимационных фильмов, наиболее популярными из которых являются «Neo-Tokyo», «Robot Carnival». Самым главным произведением мангаки стал, конечно же, «AKIRA», получивший мировую славу и ставший прорывом в аниме-индустрии того времени.
Теперь же взглянем на первоисточник.
AKIRA — научно-фантастическая манга, созданная Кацухиро Отомо. Изначально выпускалась в журнале Young Magazine с 1982 по 1990 года, а позже была издана в шести томах издательством Kodansha.
Рисунок манги был признан выдающимся и считается прорывом как для мангаки, так и для всей индустрии манги. Произведение стало одной из первых полностью переведённых на английский язык манг. Она издавалась под импринтом Epic Comics, принадлежащим Marvel Comics.
Это стало одной из причин, которые привели мангу к аниме-адаптации 1988 года, которой Кацухиро Отомо был очень заинтригован, т.к. изначально не планировал экранизировать свое произведение.
Аниме впервые вышло на VHS. В 1992 году Criterion Collection презентовали фильм на LaserDisc. Благодаря участию создателя оригинала в съемках и при разработке сценария, несмотря на сокращения, ключевые для понимания моменты и образы остались на месте.
На Anime Expo 2019 в Лос-Анджелесе сам Кацухиро Отомо, а также продюсеры Макото Асанума и Ясумаса Цутия, объявили, что в 2020 году в Японии и США появится ремастированная 4K Ultra HD Blu-ray версия от Bandai Visual.
Основной же причиной успеха Акиры, несомненно, является его сюжет и идея, о которых мы и поговорим далее.
События аниме происходят в Нео-Токио, восстановленном через много лет после событий Третьей Мировой войны. Столица Японии страдает от коррупции, антиправительственных протестов, терроризма и бандитского насилия.
Тецуо Сима, наш главный герой, попадает в аварию во время большого протеста и становится обладателем таинственной, паранормальной силы. Силы, подобной той, которой еще в 1988 году эспер Акира уничтожил Токио. Опасаясь, что Тецуо может представлять опасность для мира, правительство решает избавиться от него. В это же время, член антиправительственной организации, глава банды Капсулы и по совместительству друг детства главного героя, Сётаро Канэда, решает покончить с творящимся в Токио беспределом. Приговоренный к уничтожению, Тецуо пытается спасти себя, однако становится причиной новой катастрофы, которую предстоит остановить Канэде.
Главная тема — не дружба и не опасность играющей с огнём науки, а энергия, скрытая в детях и подростках, и не находящая созидательного выхода. В лучшем случае рецензии на «Акиру» проводят параллель с «Кэрри» Стивена Кинга, где есть проблема ультраконсервативного воспитания. «Акира» критически намекает на социальное устройство японского общества, гарантировавшего молодым людям, что карьеру они будут делать не благодаря своим талантам, а по выслуге лет.
Кацухиро Отомо создал эпопею в жанре «мрачный футуризм», который обычно называют «киберпанком». Но компьютеры и виртуальная реальность здесь не играют значимой роли. Однако это определённо «панк», циничный и пессимистичный взгляд на будущее, в котором прогресс наделяет властью немногих и выбрасывает на обочину всех, кто не родился с «золотой ложкой».
Более того, в аниме ещё ярче выделен один важный мотив — возрождение, где человечество не балансирует на краю пропасти, а стоит на пороге нового начала.
Писавший обзор Трупоед считает, что не только аниме, но и манга обязательны к ознакомлению. В «Акире» можно найти все: комедию, саспенс, хоррор, научную фантастику, трагедию и даже романтику. Если сравнивать с другими произведениями, фильм и поныне смотрится достойно, а его глубокий сюжет с ненавязчивым, но захватывающим символизмом до сих пор вызывает бурный интерес при просмотре.
И сейчас, писавший обзор Трупоед, объяснит, почему:
Основатель Manga Entertainment Энди Фрейн сказал, что «Акира» был не просто великолепным фильмом, а феноменом. В то время большинство аниме были с небольшим бюджетом и ограниченной анимацией, движения персонажей не сопоставлялись с речью, лица оставались статичными. Идеи не были сложными, а сюжет старался не поднимать серьезные темы, опасаясь смешивать детскую мультипликацию и взрослые истории.
«Акира» же стал монстер-траком на дороге аниме-индустрии, который не только ловко лавировал среди легковушек, но и смог вырваться из бесконечно зацикленной ленты Мёбиуса штампов и устоявшихся тропов, попросту её разорвав.
Визуально, он устранил минусы своих предшественников: диалоги записывались заранее, анимация значительно улучшена, число кадров составляло более 160 000. Также использовалась компьютерная графика, созданная High-Tech Lab. Japan Inc. совместно с Sumisho Electronic Systems, Inc. и Wavefront Technologies для построения траектории падающих объектов, моделирования параллакса (изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя), а также настройки освещения и бликов.
Момент с отдаляющейся панорамой Нео-Токио, видимой с высоты птичьего полета, не является раскадровкой. Это огромная картина, отрисованная вручную, и снятая в динамике с помощью отдаления камеры.
Благодаря производству и рекламной политике, «Акира» стал самым дорогим аниме-фильмом на тот момент (бюджет составлял ~1,1 млрд иен). Однако продюсеры Сигэру Ватанабэ и Кэн Цунода не согласны с этой цифрой, ведь по их словам первоначальный бюджет в итоге достиг 700 млн иен. Кинотеатры использовали этот показатель, чтобы похвастаться высокой стоимостью, особенно учитывая, что фильм был снят в период японского финансового пузыря (существенное отклонение в процессе торгов цены некоторого актива от её справедливого значения в Японии с 1986 по 1991 год, характеризовавшийся многократным ростом цен на рынке недвижимости и фондовом рынке).
Это означает, что бюджет находился на обычном уровне для того времени («Ведьмина служба доставки» получила 800 млн иен). 30-летнее представление о том, что «Акира» является одним из самых дорогих аниме-фильмов той эпохи, ошибочно.
Стоит отметить, что благодаря «Акире» стали популярны «Juubee Ninpuuchou», «Battle Angel Alita», «Vampire Hunter D», «Death Note», «Sennen Joyuu» и «Perfect Blue».
В 1990-х аниме-продукция во главе с «Акирой» смогла не только возыметь должное внимание, но и серьезно конкурировать с Диснеем, имеющим в то время своеобразную монополию на анимационные фильмы. Данный тайтл показал новую сторону того, какой может быть анимация: жестокой, твёрдой, радикально стилизованной, вдумчивой и, прежде всего, взрослой. Это скорректировало оживление отрасли в рамках Pixar, сметая предубеждение, что «всё нарисованное для детей».
С этого момента присутствие «Акиры» широко ощущалось во многих проектах, начиная с покемонов, жёлтой прессы и заканчивая очевидным визуальным заимствованием в «Матрице».
Все же, несмотря на это, Борис Иванов - российский журналист, кинокритик, а также популяризатор японской анимации - в рецензии на кинопортале Film.ru заявил, что «Акиру» можно назвать шедевром, но небезупречным.
У него немало шероховатостей, начиная с финала в стиле Deus ex machina и заканчивая тем, что Канэда и Кэй в некоторых сценах нарисованы так, что кажутся
близнецами. Всё настолько насыщено событиями и персонажами, что разобраться с первого просмотра почти невозможно. Тем не менее «Акира» — эпохальная лента, задавшая для японских мультипликаторов новую планку качества, продвинувшая аниме на Западе и ставшая одним из лучших представителей своего жанра.
Будучи аниме в стиле «мрачный футуризм», оно смогло показать иной, более пессимистический и циничный взгляд на будущее.
"Коррумпированные власти, злоупотребляющие оружием полицейские и военные, садистские эксперименты над детьми, насквозь прогнившая система образования, свирепствующие молодёжные группировки, расцветающие религиозные культы —Нео-Токио технически продвинут, но жить в таком месте мало кто захочет" - пишет Борис Иванов в своей рецензии.
Тяжело не согласиться с ним, как и с рейтингами аниме-адаптации манги Кацухиро Отомо, ставшими вишенкой на торте.
На сайте Rotten Tomatoes «Акира» получил рейтинг 90 % сразу от критиков и от пользователей.
Аниме входит в список 95 лучших фильмов, снятых японскими режиссёрами в период 1925—2019 годов по версии BFI.
1 место в списке 100 лучших аниме-фильмов согласно журналу Paste.
14 место среди 100 лучших анимационных фильмов по версии журнала Time Out.
Подводя итог, следует сказать, что Акира вдохновлял и вдохновляет до сих пор. Даже среди шедевров "Золотой эпохи аниме", практически каждый крупный тайтл которой стал важным и влиятельным, Акира выделяется.
Фанаты могут сравнить ознакомление с этим тайтлом с прикосновением к истинному величию. Словно ты трогаешь метафорическими руками то, что изменило мир еще до нашего рождения, то, без чего мы не были бы собой.
Почти всем аниме и мультфильмам/мультсериалам, и даже полноценным картинам, выпущенным с 88-го года, мы обязаны Акире, что произвел эффект извержения вулкана в мировой анимационной и мультипликационной индустрии, и даже в "большом кино".
Возможно, без него мы все еще смотрели бы черно-белого Микки-Мауса в новой обертке.
Конечно, есть большая вероятность, что революцию произвел бы кто-то другой, но эта честь выпала Акире и как минимум за это фильм достоин уважения.
Фильм рекомендуется к просмотру всем, кто хочет посмотреть по-настоящему серьезную картину, способную дать фору большинству голливудских блокбастеров даже сейчас, в век засилья спецэффектов.